История НВС и здравоохранения
АО «Узбекистон темир йуллари»

       В 1899 году Закаспийская и Среднеазиатская дороги соединяются в одну под названием Среднеазиатская и создается управление, в составе которого имелась врачебная часть с функциями руководства имеющихся медицинских учреждений и контроля за строительством дороги.
       В 1899 году Закаспийская и Среднеазиатская дороги соединяются в одну под названием Среднеазиатская и создается управление, в составе которого имелась врачебная часть с функциями руководства имеющихся медицинских учреждений и контроля за строительством дороги. К этому времени медицинскими учреждениями были фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), фельдшерские околотки, врачебные участки (учмеды), а также уже была создана больница на 10 коек на станции Бухара.
     На этом этапе продолжалось создание первичного звена амбулаторной помощи на вновь строящихся участках дороги, создавалась квалифицированная амбулаторная помощь, вводились новые профили помощи (отоларингологическая, хирургическая, неврологическая, лабораторная). Создавались больничные отделения сначала общего профиля, а затем и специальные (терапия, хирургия, инфекции, родильные дома) на станциях Ташкент, Ашхабад, Карши, Чарджоу, Красноводск, Самарканд, Черняево, Кизиларват. И уже к 1918 году на дороге было 185 коек, к 1940 году – 1306, к 1950 году – 1890 коек, к 1968 году – более 3000 коек.
           В 1929 году, проведена реорганизация поликлиники, здравпунктов, ставших врачебными. В поликлиники введены штатные должности врачей узких специальностей, обеспечивающих высококачественное проведение профилактических осмотров.
          С 1959 года выделены штаты, детские консультации реформированы в детские поликлинические отделения, созданы детские стационарные отделения. Они обеспечивали диспансеризацию и оздоровление детей.
         К 1970 году набрав основную мощь, медицинские учреждения продолжали совершенствоваться как в качестве медицинской помощи, так и в условиях труда медиков. В 1979-1980 годах все учреждения были переведены в благоустроенные старые или типовые новые помещения (Самарканд, Ургенч, Ходжейли, Андижан, Карши, Кунград).
Построена больница в поселке Назарбек и климатическая больница на станции Хаватаг. Созданы стоматологическая поликлиника и кожно-венерологический диспансер.
           К концу 80-х годов на дороге функционировало 3330 стационарных коек 12-ти профилей и поликлиники (отделения) на 6900 посещений в смену по 19 профилям.
     С целью приближения медицинской помощи железнодорожникам, проживающим на линии, организован поезд медико-санитарной помощи «Саломатлик», в составе которого два вагона-амбулатории с кабинетами врачей, процедурной, регистратурой и диагностическими кабинетами, вагон-флюорограф, вагон-общежитие для персонала.
В поезде «Саломатлик» созданы все условия для работы медперсонала на малых станциях, проведения диспансеризации железнодорожников, проживающих на линии в местах отдаленных от центральных районных больниц.
      Имена начальников врачебно-санитарной службы компании: Абрижанин, Дмитриевский, Саркисов, И.Умаров, Мартиросян, А.Алимов, А.Акбаров, Ш.Эшонхажаев, А.М.Мирагзамов. Каждый внес свой вклад в совершенствование железнодорожного здравоохранения.
 

Основные направления работы
Врачебно-санитарной службы

1. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов.
Предварительные медицинские осмотры перед приемом на работу и периодические медицинские осмотры железнодорожников.
Предрейсовые медицинские осмотры машинистов и помощников машинистов проводятся круглосуточно средним медицинским персоналом в пунктах оборота локомотивов.
6. Оказание медицинской помощи жителям отдалённых станций, не имеющих территориальных медицинских учреждений.
Жители зоны экологического бедствия – Приаралья на участке дороги Кунград – Каракалпакия, а также   население на станциях и разъездах получают медицинскую помощь в железнодорожных амбулаториях и медпунктах.  Поезд медико - санитарной помощи «Саломатлик» ежегодно, согласно плану выезжает с узкими специалистами в отдаленные районы республики для проведения медосмотров железнодорожников, их семей и местного населения.